youtube vkontakte instagram

Разделы сайта

Главная

Центр дополнительного образования детей и молодежи "Контакт"

Учебные занятия в творческих объединениях УДОДиМ

Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение.   Педагоги дополнительного образования  часто испытывают трудности в моделировании учебного занятия, определении его типа, целей, задач, этапов. Знание видов и особенностей учебных занятий поможет сформировать потребность и умения правильно его моделировать, совершенствовать свои конструктивные, методические знания, умения и навыки.  Данные методические рекомендации помогут  педагогам дополнительного образования систематизировать виды и типы учебных занятий, классифицировать их в зависимости от их целей, определить структуру, задачи, содержание и прогнозируемый результат каждого этапа.Требования к современному учебному занятию:  

  • отличаются хорошей предварительной подготовкой, взаимозависимостью и взаимообусловленностью всех его компонентов;
  • конкретной и диагностичной постановкой обучающих целей;
  • основательным владением педагогом учебным материалом;
  • опорой на достигнутый уровень обученности и субъектный опыт учащихся;
  • рациональным и целесообразным отбором всех дидактических средств;
  • сотрудничеством педагога и учащегося;
  •  дифференцированным подходом к обучающимся;
  • эффективным использованием каждой минуты  занятия;
  • наличием самостоятельной работы или творческого задания с последующей самопроверкой или взаимопроверкой;
  • эмоциональной сопричастностью обучающегося к собственной деятельности и деятельности других участников образовательного процесса;
  • достижением поставленных целей.

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

В работе детского объединения дополнительного образования могут использоваться разнообразные формы учебных занятий, что позволяет педагогу сделать образовательный процесс более динамичным и интересным для учащихся. К тому же  их сочетание позволяет педагогу использовать в учебном процессе реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социума и получения прочных знаний.Типы учебных занятий, их дидактическая цель и структура   Методика теоретической и практической подготовки к учебному занятию          Методика теоретической подготовки:

  • если теоретического материала в конкретной теме много, то рекомендуется  разделить его на несколько частей для изложения в ходе нескольких учебных занятий;
  • продумать процесс объяснения нового материала – подобрать понятные детям данного возраста слова, провести аналогии между изучаемыми понятиями и имеющимися у детей знаниями и жизненным опытом, выстроить определенную логику в изложении;
  •  при объяснении теории использовать не больше 2-3 наглядных материалов;
  • прежде чем перейти от теории к практике, предложить детям 1-2 задания на закрепление изучаемого теоретического материала;
  •  практическую работу подобрать таким образом, чтобы дети использовали полученные теоретические знания (тогда у них не возникнет представления о «независимости» друг от друга теории и практики);
  •  изученный теоретический материал «закрепить» (проговорить основные этапы работы вместе с детьми) в конце учебного занятия, а на следующих 2-3 занятиях обязательно повторить пройденное, а по окончанию изучения каждой темы проверить, что запомнили учащиеся.

          Методика практической подготовки:

  •  выбрать тему  и форму практической работы;
  • составить комплекс  заданий и упражнений, сориентированных на развитие общих, специальных и творческих способностей каждого учащегося;
  • освоение техники данного вида деятельности начинать с самых легких приемов с дальнейшим постепенным усложнением (желание педагога научить детей «всему и сразу», достичь быстрого результата может привести к обратному эффекту: недостаточно хорошо освоенные практические умения будут препятствовать дальнейшему обучению);
  • все полученные в ходе подготовительной работы умения обязательно использовать в  практической деятельности или хотя бы при выполнении  практических заданий;
  • каждую начатую детьми работу обязательно довести до логического результата – концертного или спортивного выступления, выставочного показа и т.д.;
  • не торопиться с «внешним» показом результатов практической работы до тех пор, пока педагог не убедится, что достигнутый уровень выполнения достаточен для этого («сырые» выступления или выставочные работы наносят вред педагогическому процессу).

  Общие требования к постановке задач учебного занятия:

  •  задачи ставятся исходя из целей и назначения всего процесса образования;
  •  задач может быть столько, сколько необходимо для осуществления задуманного;
  •  задачи должны соответствовать содержанию, формам и методам предполагаемой образовательной деятельности;
  •  задачи должны быть определены конкретно и четко, чтобы была возможность проверить их выполнение;
  •  формулировка задач должна быть максимально краткой, но полной (развернутой во времени и пространстве);
  •  задачи лучше поставить в определенной последовательности (классифицировать);
  •  в формулировке задачи должно быть ключевое слово, глагол, определяющий основные действия педагога и воспитанников (оказать, отработать, освоить, организовать);
  • важным принципом постановки задач является учет возрастных особенностей развития воспитанников;

 Варианты формулировки задач занятий разного типа.

  • Обучающие.

Направлены на освоение воспитанниками системы учебных знаний и формирования предметных умений и навыков.

  • Изучить хореографическую лексику;
  • Научить выполнению более сложных танцевальных композиций;
  • Обучить различным техникам  ручных швов;
  • Обучить приемам рационального кроя изделий;
  • Обучить технологии изготовления плоскостных, полуобъёмных и объёмных игрушек простой и сложной конструкции;
  • Обучить приемам работы на швейной машине;
  • Обучить технологии изготовления сложной конструкции;
  • Обучить особенностям использования различных материалов и приемам при изготовлении игрушки;
  • Обучить приемам пользования инструментами (иголкой, ножницами) и оборудованием (швейной машиной, электроприборами);
  • Развивающие.

Направлены  на развитие познавательного интереса, способностей и задатков ребенка. 

  • Развивать музыкально - танцевальные способности;
  • Совершенствовать технику исполнения, выразительность, правильное восприятие музыкального материала;
  • Развивать творческие способности;
  • Развивать эстетический вкус;
  • Развивать воображение и фантазию;
  • Развивать у  учащихся  произвольное запоминание и внимание;
  • Развить коммуникативные навыки, активность и самостоятельность;
  • Развивать силы отдельных мышечных групп;
  • Развивать координационные способности;
  • Развивать познавательные способности;
  • Развивать  систему личностных отношений;
  • Развивать  способность к самонаблюдению и самооценке;
  • Воспитательные.

Направлены на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности.

  • Воспитывать волевые и морально-этические, нравственные качества;
  • Воспитывать эстетические чувства;
  • Воспитывать чувство коллективизма;
  • Воспитывать уважение к труду других людей и своему;
  • Воспитывать потребность  в сохранении национальных традиций;
  • Сформировать мотивацию к творчеству;
  • Пробудить интерес к творческой самореализации;
  • Воспитывать личностные качества: коммуникабельность, культуру общения, толерантность, целеустремлённость;
  •  Воспитывать умения работать в разновозрастной группе, сотрудничать друг с другом;

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ. РЕФЛЕКСИЯ.

В переводе с латинского языка  рефлексия означает «обращение назад», также это понятие трактуется как размышление о своём состоянии, самоанализ. Педагогика дня сегодняшнего понимает рефлексию как самоанализ деятельности и её результатов.Исходя из функций,  предлагается следующая классификация:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;
  • рефлексия деятельности;
  • рефлексия  учебного занятия;

 Рефлексию настроения и эмоционального состояния целесообразно проводить  в начале учебного занятия с целью установления эмоционального контакта с группой, а в конце учебного занятия дает возможность оценить  настроение  и эмоциональное состояние каждого учащегося. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).  Можно использовать следующие методы   рефлексии:           «Комплимент» Удачно закончить учебное занятие на положительной ноте:

  • Комплимент-похвала;
  • Комплимент в деловых качествах;
  • Комплимент в чувствах.

«Солнышко»Моё настроение похоже на:        солнышко,        солнышко с тучкой,        тучку,        тучку с дождиком,        тучку с молнией. «Круг  общения»Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят:-сегодня меня порадовало…-сегодня меня огорчило…Ребёнок дарит медальки (цветочки)  разного цвета. Например:   зелёный - самому активному, умелому, трудолюбивому  на учебном занятии; розовый – самому вежливому, воспитанному, приятному в общении и т.д. У кого получился самый большой букетик? Как вы думаете, почему? Рефлексия деятельности дает  возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Применение этого вида рефлексии в конце учебного занятия дает возможность оценить активность каждого на разных этапах, используя например прием «лестницы успеха». Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость». 

 Можно использовать следующие методы рефлексии:

 «Утверждение»  Выбери верное утверждение:

 1) Я сам не смог справиться с затруднением;

 2) У меня не было затруднений;

 3) Я только слушал предложения других;

 4) Я выдвигал идеи….

«Рефлексивный экран»

  • Сегодня я узнала…
  • Мне было интересно…
  • Мне было трудно…
  • Теперь я могу…
  • Я почувствовала, что …
  • Я приобрела…
  • Я научилась…
  • Я смогу…
  • Меня удивило

Рефлексия  учебного занятия - это осмысление учащимися  собственной учебной дея­тельности.Можно  использовать следующие методы рефлексии:

Анкетирование: активно / пассивно
 доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен

«Светофор» Дети сигналят карточками:Зелёной – побольше таких дел,                    поучительно,Жёлтой – понравилось, но не всё,                интересно,Красной – дело не понравилось,                   скучно.«Дерево творчества» (Сказочное дерево)По окончании занятия  дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:Плоды – дело прошло  полезно, плодотворно;Цветок – довольно неплохо;Зелёный листик – не совсем удовлетворён днём;Жёлтый листик – «пропащий день», неудовлетворённость.     Приложение1               Схема самоанализа занятия Любой самоанализ должен быть  конструктивным и служить средством повышением профессионального мастерства  педагога.              1.  Задачи занятия:

  • Какие конкретные задачи были поставлены?  Изменились  ли  задачи  в  ходе  занятия   и  почему?
  • Какую часть общей педагогической проблемы решали поставленные задачи?  

2. Педагогические средства и способы:

  • Учитывались ли особенности данной группы и отдельных детей, уровень их умственного и психического развития, эмоциональное состояние, готовность к занятию, и как это учитывалось (учитывались индивидуальные особенности каждого ребенка);
  • Каков был эмоциональный настрой педагога на работу с данной группой?
  • Характеристика своего уровня подготовки к данному занятию.
  • Какие формы, методы и приемы использовались на занятии, как было распределено время на занятии. Сказалось ли это на результативности.
  • Были ли неожиданные ситуации и как они решались.

3. Общая самооценка:

  • Как работали дети в целом.
  • Какие проблемы обнаружены у отдельных детей.
  • Что удалось сделать из запланированного, а что нет. Получили ли вы удовольствие от работы с детьми?
  • Была ли причина неудачи в неправильном выборе методов и средств.  
  • Трудности психологического плана и как они преодолевались
  •  Перспектива деятельности (как вы будете учитывать результат данного занятия в будущем).

  Приложение 2

Модель учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей    Приложения 3          Технологическая карта занятиякружка туризма «Север»ТЕМА: «Отработка техники пешеходного туризма для подготовки к финальным городским соревнованиям  «Белая Русь»Педагог: Селезнев Сергей Николаевич,руководитель кружка  «Север»Участники: учащиеся 2-го года обучения.Возраст кружковцев 12-14 лет.Тип занятия: закрепление материала.Цель занятия: совершенствовать тактико-технические умения учащихся в технике пешеходного туризма и ориентировании.Задачи:

  • отработать технику движения по маркированной трассе;
  • отработать навыки организации сопровождения на параллельных перилах;
  • закрепить знания и умения по вязанию туристских узлов;
  • повысить уровень физической подготовки учащихся;
  • воспитывать ценностное отношение к собственному здоровью;
  • способствовать становлению гражданской позиции личности;
  • подготовить учащихся к участию в городских соревнованиях “Белая Русь”.

  Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная работа.Методы обучения: соревнование, словесный, игровой, метод упражнений, методы стимулирования (поощрение, награждение, замечание), метод наблюдения.Место проведения: зеленая зона у Комсомольского озера. Технические средства обучения и инвентарь: веревки, мяч, карабины, призмы с компостером, карточки для компостирования, репшнуры, страховочные системы, усы, именной кубок УДОДиМ «Контакт». Продолжительность занятия: 45 минут  Технологическая карта учебного занятия кружка «Театр фольклорной моды» Педагог: Козич Лариса ФедоровнаГруппа:  дети 7-9 лет, в группе 12-15  человек первого года обученияРаздел:
Тип учебного занятия: изучения нового материалаТема учебного занятия: введение в образовательную программуЦель:
• самовыражение ребёнка через искусство аппликация из бумаги
Задачи:
• Образовательная:  выполнение  аппликации «Корабль» и «Весёлая рыбка»,  отработка приёмов;• Развивающая: развитие мышления,  глазомера;
• Воспитательная: создание творческой атмосферы на занятии, дающей возможность творить вместе;Форма работы: групповая.
Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, игровой.РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ
по теме «Изготовление аппликации»Тип учебного занятия: изучение нового материала.Оборудование для учебного занятия: раздаточный материал из бумаги и ткани. Триединая дидактическая цель:1. Учащиеся должны овладеть знаниями и умениями:

  • знать приемы изготовления аппликаций из бумаги, ткани;
  • уметь анализировать свою работу.

 Обеспечить формирование и дальнейшее развитие коммуникативных умений учащихся и рефлексии.Содержание занятия

  

Тип учебного занятия

Дидактическая цель

Структура

Форма учебного занятия

Методы

 Занятие изучения нового материала (комбини-рованное)

Создать условия для осознания и осмысления  новой учебной информации

Оргмомент

Актуализация знаний и умений

Мотивация. Целеполагание

Организация восприятия

Организация осмысления

Первичная проверка понимания

Организация первичного закрепления

Анализ

Рефлексия

Лекция, экскурсия, исследовательская работа, практикум, семинар,  конференция, лабораторно-практическое занятие,  дидактическая сказка.

 

объяснения, рассказ, сообщение, беседа, инструктаж, иллюстрация макетов, схем, рисунка, модели, наглядный, репродуктивный.

 3анятие закрепления знаний

Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности  учащихся

Оргмомент

Мотивация

Актуализация знаний и способов действий

Конструирование образца применения знаний в стандартной и измененной ситуациях

Самостоятельное применение знаний

Контроль и самоконтроль

Коррекция

Рефлексия

Практикум, экскурсия, лабораторная работа, семинар,  консультация, игра-путешествие.

беседа, дискуссии, упражнение,  игровые методы, методы проблемного обучения.

 

 Занятие комплексного применения знаний

Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения учащимися комплекса знаний и способов деятельности

Оргмомент

Целеполагание. Мотивация

Актуализация комплекса знаний и способов деятельности

Самостоятельное применение знаний (упражнений) в сходных и новых ситуациях

Самоконтроль и контроль

Коррекция

Рефлексия

Практикум, семинар, «Литературная гостиная», викторина «Что? Где? Когда?», «Занятие-путешествие», концерт, занятие-викторина, занятие-путешествие

Творческое задания, тестирование, опрос, методы поощрения, проблемного обучения.

 Занятие обобщения и систематиза-ции знаний

Организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности

Оргмомент

Целеполагание. Мотивация

Анализ содержания учебного материала

Выделение главного в учебном материале

Обобщение и систематизация

Рефлексия

Практикум, экскурсия концерт,  круглый стол, защита творческих работ, выставка, конкурс, турнир.

Наблюдение, устный контроль, тестирование, опрос, взаимопроверка, игровые методы, рефлексия деятельности, продуктивный.

 Занятие по проверке, оценке, коррекции знаний

1.Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся (контрольное занятие)

2.Организовать деятельность учащихся по коррекции своих знаний и способов деятельности

Мотивация

Самостоятельное выполнение заданий

Самоконтроль

Контроль

Анализ

Оценка

Коррекция

Рефлексия

Зачёт,  коллоквиум, концерт, защита творческих работ, выставка, конкурс, турнир.

  Соревнование, игровые методы, опрос, наблюдения, поощрения, рефлексия деятельности.

 

1.На занятии я работал     
2.Своей работой на занятии                      
3.Занятие для меня показалось
4.За занятие я
5.Мое настроение
6.Материал занятия  мне был

Блоки

Этапы

Этап учебного занятия

Задачи этапа

Содержание деятельности

               Результат

Подготовительный

 

 

1

Организационный

Подготовка детей к работе на занятии

Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания

Восприятие

2

Проверочный

Установление правильности и осознанности выполнения задания (если таковое было), выявление пробелов и их коррекция

Проверка задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия

Самооценка, оценочная деятельность педагога

Основной

3

Подготовительный (подготовка к новому содержанию)

Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности

Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям)

Осмысление возможного начала работы

4

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения

Задания и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей

Освоение новых знаний

5

Первичная проверка понимания изученного

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция

Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием

Осознанное усвоение нового учебного материала

6

Закрепление новых знаний, способов действий и их применение

Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения

Тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми

Осознанное усвоение нового материала

7

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостного представления знаний по теме

Использование бесед и практических заданий

Осмысление выполненной работы

8

Контрольный

Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий

Тестовые задания, устного (письменного) опроса, а также задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского)

Рефлексия, сравнение результатов собственной деятельности с другими, осмысление результатов

Итоговый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

Итоговый

Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы

Педагог совместно с детьми подводит итог занятия

Проектирование детьми собственной деятельности на последующих занятиях

10

Рефлексивный

Мобилизация детей на самооценку

Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы

Самоутверждение детей в успешности

Содержание этапа

Задачи

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Характер учебно-познавательной деятельности, методы обучения

Ожидаемый результат

Организационный этап

Подготовка учащихся к работе

2 мин.

Обеспечение мотивации учащихся к спортивной деятельности

Объявляет тему, цель, задачи учебного занятия, обосновывает их значимость

Включаются в процесс целеполагания

Конструктивный

Метод – словесный

Готовность  к работе

Проверка знаний правил безопасного поведения в ориентировании и туризме

3 мин.

Повторение правил безопасного поведения  в ориентировании и туризме

Проводит блиц-опрос. Игра «Условное слово»

Включаются в процесс и закрепляют полученные знания

Репродуктивный Метод – игровой

Повторение и закрепление правил безопасного поведения в ориентировании и туризме

Основной этап

Разминка

5 мин.

 

Подготовка основных групп мышц к работе

Управляет деятельностью группы. Показывает упражнения

Выполняют задания в соответствии с указаниями и поправками  педагога

 

 

Репродуктивный

Методы – практический (упражнений), наблюдение

Готовность мышц

к физическим нагрузкам

 

 

Командные соревнования. Движение по маркированной трассе

10 мин.

Отработка техники движения  по маркированной трассе

Управляет деятельностью групп, оценивает команды учащихся

 Выполняют задание

Репродуктивный. Методы – соревнование, наблюдение

Отработка умения движения по маркированной трассе

Командные соревнования. Прохождение полосы препятствий

14 мин.

Отработка техники прохождения полосы препятствий

Отслеживает правильность прохождения полосы препятствий, оценивает команды учащихся

Выполняют задание в соответствии с требованиями  педагога, анализируют технику прохождения этапа командой соперников

Репродуктивный

Методы – практический (упражнения), соревнование, наблюдение

Закрепление умений  прохождения полосы препятствий

Командные соревнования. Вязание туристских узлов

6 мин.

Отработка техники вязания узлов

Дает задание и отслеживает правильность вязания узлов, оценивает команды учащихся

Вяжут различные туристские узлы

Репродуктивный

Методы – практический (упражнения), соревнование, наблюдение

Закрепление умений вязания туристских узлов

Подведение итогов командных соревнований. Вручение лучшей команде именного кубка УДОДиМ «Контакт»

Заключительный этап

Подведение итогов занятия

3 мин.

 

 

 

 

 

Рефлексия

2 мин.

 

Анализ работы, оценка достижения цели занятия.

Определение перспектив

 

 

 

Изучение психоэмоциального состояния учащихся, их пожеланий

Анализирует и дает оценку занятия, ставит перспективы.

 

 

 

 

 

Игра «Эстафета пожеланий»

 

 

Мотивация использования полученных знаний и умений

 

 

 

 

Высказываются о своем состоянии на момент окончания занятия

 

Конструктивный

Метод – словесный

 

 

 

 

 

 

Творческий

Метод – игровой

 

Стимулирование деятельности и определение перспектив

 

 

 

 

Получение обратной связи

 

 

 

Этап

Название этапа

Задачи

Деятельность учителя (методы обучения)

Деятельность ученика (формы организации учебно-познавательной деятельности)

Характер учебно-познавательной деятельности (репродуктивный, конструктивный, творческий)

Ожидаемый результат (знания, умения, способы деятельности)

1-й

Подготовительный этап.

Подготовка учащихся к изучению нового материала и проведение инструктажа по безопасной работе с колющим и режучим инструментом

Обеспечить мотивацию учащихся к изучению нового материала

Объявляет тему и цели учебного занятия, обосновывает ее значимость для развития познавательной и информационно-коммуникативной деятельности

Включаются в процесс целеполагания

Конструктивный

Готовы к изучению нового материала

2-й

Практическая работа по изготовлению аппликации

Качественно выполнить аппликацию на бумаге

Раздает задания группам, проводит инструктаж по выполнению задания, управляет деятельностью групп, наблюдает, при необходимости корректирует общение, взаимодействие учащихся в группах

Выполняют задания в соответствии с инструкцией

Конструктивный

Представляют результат работы группы

3-й

Веселая минутка

Провести смену деятельности

Проводит инструктаж по выполнения задания, управляет деятельностью пар учащихся

играют

Конструктивный

4-й

Практическая работа аппликации по изготовлениюна материале

Закрепить приемы перевода аппликации на ткань, обработка ткани,способы закрепление аппликации на ткани

Управляет работой учащихся, при необходимости оказывает помощь

Выполняют задания по аппликации на ткани

Конструктивный

5-й

Подведение итогов, рефлексия

Подвести итоги по результатам выполнения аппликации

Подводит итоги

Обсуждают работу каждого в группе

Конструктивный, творческий